Регистрация Вход
Город
Город
Город

Советские концепт-кары

Советский автопром — по большому счету ординарен, утилитарен и ни в какое сравнение не идет с нынешним автомобильным разнообразием. Но хорошенько покопавшись можно найти и интересные концептуальные и востребованные разработки отечественных автоконструкторов.



Итак, начнем с 1950-го. Именно тогда был показан общественности советский концепт-кар, полностью соответствующий этому термину. «НАМИ-013», как сегодня любят повторять, опередил свое время. В самом деле! Заднемоторная компоновка, пять метров в длину, три ряда сидений и водитель, сидящий перед передней осью – это, как ни крути, прорыв. Его создателем был Юрий Долматовский, родной брат советского поэта Евгения Долматовского. Не только инженер, но и дизайнер, журналист и один из самых известных популяризаторов автомобиля в СССР, Юрий Аронович еще в конце 40-х задумался о плюсах вагонной компоновки. Увы, энтузиазм Долматовского, встретивший одобрение даже на страницах зарубежной автомобильной прессы, не нашел поддержки в вышестоящих инстанциях. Дальше единственного прототипа дело не пошло, да и тот утилизировали в 1954-м.

А еще через семь лет в США дебютировал заднеприводный, заднемоторный однообъемник Chevrolet Corvair Greenbrier, во многих технологических решениях очень похожий на машину Долматовского.



Год 1958: «ГАЗ-22А».

На загнивающем капиталистическом Западе вслед за седаном гамму автомобиля бизнес-класса пополнили бы купе и кабриолет, но советских людей волновали другие заботы. Поэтому очередной модификацией «Волги» стал фургон.
Впрочем, «21-ю» сложно было чем-то испортить, поэтому выглядел фургон великолепно. Двухцветная окраска, хром, олень на капоте, - такой и в качестве личного транспорта не грех использовать! Как это часто бывает, интересный автомобиль так и остался лишь проектом. Во многом потому, что построен он был не на самом ГАЗе, а на Горьковском автобусном заводе. Между тем, спрос на подобные автомобили был. Недаром многие автотранспортные предприятия в ходе капремонта переделывали ГАЗ-21 и ГАЗ-22 в фургоны и даже пикапы. Получалось это у них, правда, совсем не так элегантно.



Год 1964: «Москвич-408 Турист».

Как уже было сказано выше, кабриолеты советских людей не интересовали (ну или не должны были интересовать с точки зрения идеологических догм :). И потому этот автомобиль был создан благодаря загранице: согласно официальной версии, «Москвич-408» со съемной жесткой крышей разработали по просьбе европейского импортера советских автомобилей Scaldia Volga. Такой машиной фирма из Бельгии надеялась подогреть интерес к начавшемуся экспорту обычных 408-х.
Кабриолет из седана сделали самым простым способом – срезав все лишнее. К счастью, «обескрышиванием» подопытных дело не ограничилось. Был усилен кузов, убраны лишние задние двери, а передние лишили рамок. Более того, один из двух построенных прототипов получил алюминиевые кузовные панели и даже мотор с системой впрыска топлива. Но главное, конечно, дизайн. «Москвич-408» и сам по себе слыл автомобилем импозантным, а «Турист» – это вообще чистый секс. Но что-то в договорах с иностранными заказчиками не срослось, и один из самых элегантных автомобилей СССР, увы, так и не удостоился чести серийного производства.



Год1965: «ИЖ ЗИМА».

Такого 408-го «Москвича» вы точно не видели! Впрочем, это не совсем «Москвич».
В 1965 в Ижевске началось строительство автомобильного завода. Причем оригинального автомобиля у нового завода не было: вместо этого планировалось наладить производство новейшего «Москвича-408».
Однако коллектив конструкторов молодого предприятия такое развитие событий не совсем устраивало. Вместо того, чтобы выезжать на московском багаже, в Удмуртии разработали собственный автомобиль, получивший имя «ЗИМА-1». Автомобиль получил рамную конструкцию и кузовные панели, изготовленные методом гибки и проката. От 408-го остались лишь двигатель, двери, капот и стекла. Автомобиль был в двух вариантах: компактное купе и четырехдверный седан, имевший иную решетку радиатора и имя «ЗИМА-2».
Но все прелести «ЗИМЫ» никак не впечатлили высокое руководство, ижевчанам было приказано не заниматься самодеятельностью, а производить то, что велено сверху.



Год 1972: «ВАЗ-Э1101».

С конвейера Тольяттинского гиганта не скатились еще первые «копейки», а конструкторы ВАЗа уже думали наперед. В конце 60-х стало ясно – автомобильная Европа уверенно пересаживается на передний привод. В этом смысле FIAT-124 классической компоновки, выбранный в качестве прообраза ВАЗ-2101, находился в числе отстающих. Вот почему перспективную микролитражку вазовцы видели не только переднемоторной, но и переднеприводной!
Компактный «ВАЗ-Э1101», не иначе как за пронзительно-жалостливый взгляд передних фар прозванный «Чебурашкой», создавался исключительно внутренними силами ВАЗа и без участия иностранных специалистов. Но, судя по эскизам, дизайнеры вдохновлялись стилем Austin Mini, Autobianchi A112, Honda N600. Однако важнее другое: почти всё в автомобиле – оригинальные вазовские разработки. Не только кузов, но и мотор (0,9 литра с отдачей в 50 лошадиных сил), и коробка передач (четырехступенчатая). Проект трепыхался долго. «Чебурашка» дожил не только до стадии ездового прототипа, но даже до обновленного кузова. Рестайлинг для концепт-кара – это было в духе советского долгостроя. Однако «добро» на производство так и не дали: и этот перспективный автомобиль до конвейера не дошел.



Год 1974: «ГАЗ-24-95».

Знаменитая брежневская полноприводная «двадцать-четвертая».
Эксперименты с созданием легковых автомобилей повышенной проходимости велись в Горьком с 1930-х годов, но серийной стала лишь полноприводная «Победа» ГАЗ-М72.
Творческий поиск не обошел стороной и «Волгу» второго поколения. Рецепт приготовления менять не стали: кузов и двигатель «Волги» «поженили» с элементами шасси УАЗ-469. Всего было построено пять автомобилей, один из которых и подарили Брежневу. Еще одну машину оставили на заводе для нужд директора предприятия. Эти машины и дожили до наших дней. Остальные машины разобрали министерство обороны и Горьковский обком партии. Причем разобрали, похоже, не фигурально – след этих машин теряется.
Несмотря на то, что автомобиль был востребован (в высшей степени востребован!) у советского потребителя, производство 24-95 так и не началось. Не даром же то время звалось «застоем». А ведь добавь «двадцать-четвертой» кузов-универсал – и был бы у нас первый в мире «кроссовер».



Год 1977: «ВАЗ-2106 «Турист».

Еще один жизненно необходимый, но никогда не выпускавшийся в СССР крупносерийно тип автомобиля: пикап. Пикапы, созданные кустарным способом из серийных седанов для внутризаводских нужд, строились на всех предприятиях страны, но только на ВАЗе решились на постройку машины, которую сейчас бы назвали SUT – Sport Utility Truck. Этот автомобиль был построен на базе новейшей по тем временам «шестерки».
Серебристый металлик, в кузове крепления для установки палатки, элегантный силуэт и мощный мотор – что нужно еще для успеха у покупателей? Увы: места для производства такого автомобиля в Советском Союзе не нашлось. Поэтому нет ничего удивительного в том, что головная дирекция Тольяттинского завода проект отвергла. Палатку удалили, сам пикап перекрасили в красный и отправили на хоз.работы. Когда автомобиль выработал свой ресурс, его тихо отправили на свалку.



Год 1989: «НАМИ «ЛУАЗ-Прото».

Предыстория «Прото» такова: допотопный внедорожник ЛУАЗ-969, выпускавшийся на Луцком автомобильном заводе на Западной Украине, к концу 80-х устарел до безобразия. И тогда инженеры НАМИ предложили толковую замену.
Съемные пластиковые панели кузова, демонтируемая задняя часть крыши, мотор от «Таврии» и жестко подключаемый передний мост – вот добротный портрет универсальной сельской машины. Даже внешне «Прото», на наш взгляд, оказался не без функционального изыска. Жаль, но развал СССР категорично и, увы, досрочно завершил эту довольно перспективную историю.



Источник: http://motor.ru

Поделитесь с друзьями:

Смотрите также:

Автомобили

 

Комментарии:

Red Star

**** Еще один жизненно необходимый, но никогда не выпускавшийся в СССР крупносерийно тип автомобиля: пикап. ***
Ога. Если бы я не ездил на Иж-27151, то может быть, и поверил бы. А так эта работяжка со всеми модификациями ни много ни мало - 23 года. И даже поставлялась за границу. http://www.unique-autos.ru/blog/prototypes/100.html

Ответить

Red Star

Ну а кому нужен был кабриолет - те снимали с ГАЗ-69 или УАЗ-469 тент... Только почему-то желающих делать это было немного :)))

Ответить

uncomprehending

те снимали с ГАЗ-69 или УАЗ-469 тент
----
Ага, если у них были эти машины, в государственных автомобильных магазинах рядовым потребителям не продававшиеся. Ну, и конечно, "превращение в кабриолет" снятием тента - то еще занятие, типично совковый дизайн :)))

Ответить

Nitarius

почему бы сейчас -НЕ ВЫПУСКАТЬ подобные???
ДУМАЮ НАРОД БЫ БРАЛ!
ДАвали бы только ДОРАБАТЫВАТЬ НАРОДУ!

Ответить

Суперовые разработки автопрома СССР, жаль не пошли в серию. Москвич-408 Турист купил бы сейчас кататься на природу с семьей.

Ответить

 
Автор статьи запретил комментирование незарегистрированными пользователями. Пожалуйста, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте, чтобы иметь возможность комментировать.