Регистрация Вход
Город
Город
Город
TAGREE digital-агентство

TAGREE digital-агентство

Крутые сайты и веб-сервисы. Комплексное продвижение и поддержка проектов. Позвоните: +7-499-350-0730 или напишите нам: hi@tagree.ru.
Подробнее

Укрощение дирижабля

Как известно, попытки подняться в воздух на воздушном шаре предпринимались издревле (в том числе и в России). Но воздушный шар — игрушка ветра, сделать полет управляемым — вот о чем мечтали воздухоплаватели. Собственно, и само слово «дирижабль» в переводе с французского означает «управляемый».


Естественно, для управляемого полета воздухоплавательному аппарату нужен был движитель. Первую попытку построить дирижабль с механическим двигателем предпринял француз Анри Жиффар. Никакого инженерного образования Жиффар не имел и сначала трудился простым рабочим в железнодорожных мастерских. Он «заболел» воздухоплаванием, когда в качестве пассажира совершил несколько полетов на воздушном шаре. С того времени мысль создать управляемый аэростат уже не оставляла его.



К середине ХIХ века паровая машина была уже довольно совершенным двигателем, поэтому Жиффар именно ее решил установить на дирижабле. Правда, типичная паровая машина того времени для этого не годилась: Жиффару пришлось сконструировать и построить машину специальную, куда более легкую. Ему удалось построить машину весом 45 килограммов при мощности в три лошадиные силы (2,2 кВт) – для того времени это являлось рекордным достижением.



Сам дирижабль Жиффара по форме напоминала остроконечную сигару длиной 44 метра и диаметром в самой толстой ее части — 12 метров. На оболочку баллона была наброшена сеть, к которой прикреплялся деревянный брус, а к нему — небольшая платформочка, на которой размещались котел, паровая машина и запасы угля. Здесь же, перед котлом, находилось, окруженное легкими перильцами, место воздухоплавателя. Двигать дирижабль должен был воздушный винт, трехлопастный пропеллер, диаметром почти три с половиной метра.

Баллон дирижабля объемом в 2500 кубических метров, заполнялась светильным газом, легким (легче воздуха), но горючим и взрывчатым, поэтому изобретателю пришлось хорошенько подумать о мерах безопасности. Топку котла он тщательно экранировал со всех сторон, дымовую трубу направил не вверх, как обычно, а вниз. Вследствие этого в трубе пришлось создавать искусственную тягу с помощью струи пара.



Свой первый демонстрационный полет Жиффар совершил 24 сентября 1852 г. с парижского ипподрома. Довольно сильный ветер препятствовал поступательному движению аэростата (так как располагаемой мощности машины не хватало для его преодоления), однако ему удалось выполнить повороты и боковые движения с помощью винта и руля. Затем изобретатель поднялся на своём аппарате на высоту около 1800 м, где смог передвигаться горизонтально и благополучно спустился на землю вблизи г. Трапп. Таким образом, Анри Жиффар стал первым в истории человеком, которому удалось совершить полёт на аэростате с помощью парового двигателя.
В 1855 году Анри Жиффар, совместно с Г. Ионом, предпринял полёт на построенном им новом дирижабле ёмкостью 3700 куб. метров при длине 70 м и наибольшем поперечнике 10 м, снабжённый более мощным двигателем (так же – паровым).
А затем приступил к разработке проекта огромного (по сравнению со своими предыдущими аппаратами) дирижабля ёмкостью в 220000 куб. метров при длине 600 м. Его скорость, по расчётам автора, должна была составлять до 72 км/ч. Паровая машина должна была питаться от двух котлов, топливом для одного из которых служил керосин, а для другого – газ из оболочки дирижабля. В процессе работы над двигателем для нового дирижабля Анри Жиффар изобрёл паровой инжектор, получивший впоследствии широкое распространение в промышленности. Благодаря этому изобретению Жиффар смог заработать значительное состояние. Однако обстоятельства воспрепятствовали реализации этого проекта - Анри Жиффар заболел и ослеп. Жизнь без творческой работы, очевидно, для него потеряла всякий смысл. В середине апреля 1882 года он был найден в его квартире мертвым - талантливый изобретатель покончил жизнь самоубийством.

 

И только спустя полвека, 19 октября 1901 года, живший во Франции бразильский изобретатель Альберто Сантос-Дюмон продемонстрировал, что "летающая сигара", наконец, стала вполне управляемой и подвластной пилоту, а значит - годной к практическому применению. Именно с этого дня в Европе и Северной Америке начался "дирижабельный бум", правда, довольно быстро закончившийся, поскольку слишком сильно зависимые от капризов погоды дирижабли вскоре были вытеснены аэропланами. Сантос-Дюмон на своем дирижабле №6 выиграл приз французского миллионера Анри Дойча де ла Мерта в 100 тысяч франков, выполнив условие: в течение получаса взлететь с площадки в парке Сен-Клу, пролететь 6,5 километров, отделяющих этот парк от Эйфелевой башни, совершить вокруг башни полный вираж и вернуться на место старта. Чтобы уложиться в график, средняя скорость воздушного корабля должна была составлять как минимум 22 километра в час.



Сантос-Дюмон прилетел с запасом в 30 секунд, несмотря на то, что в полете у него заглох мотор. Для устранения неполадки воздухоплавателю пришлось на высоте 200 метров вылезать из корзины и, "оседлав" верхнюю балку гондолы, пробираться к силовой установке. За этой рискованной акробатикой наблюдали, затаив дыхание, десятки тысяч парижан. Но, все завершилось благополучно - мотор удалось запустить, Сантос-Дюмон тем же способом вернулся в кабину и довел корабль до финиша. Будучи человеком не бедным, он половину своего приза раздал рабочим, участвовавшим в постройке дирижабля, а вторую половину - пожертвовал в благотворительный фонд.
Шестой дирижабль Сантос-Дюмона имел длину 22 метра и объем 622 кубометра. Его гондола представляла собой длинную трехгранную ферму из деревянных брусков. В передней части находилась кабина пилота, представлявшая собой плетеную корзину от воздушного шара. В центре тяжести был установлен четырехцилиндровый бензиновый мотор водяного охлаждения Buchet мощностью 12 лошадиных сил с укрепленным над ним радиатором и подвешенным к верхней балке цилиндрическим бензобаком.
Толкающий двухлопастный винт большого диаметра с обтянутыми тканью лопастями располагался в хвосте и соединялся с мотором длинным валом. За винтом шарнирно крепился полукруглый руль поворота. Движение вверх и вниз обеспечивалось дифферентом на нос или корму, создаваемым перемещением балансировочного груза - мешка с песком. Объем газа в баллоне регулировался баллонетом, который наполнялся воздухом от компрессора с приводом от мотора.
Надо заметить, что треугольная гондола дирижабля Сантос-Дюмона была очень похожа на гондолу американского дирижабля Томаса Болдуина, появившегося примерно в то же время. Сложно сказать - кто у кого позаимствовал идею, или же оба конструктора пришли к ней самостоятельно.
В дальнейшем Сантос-Дюмон спроектировал еще несколько дирижаблей, один неудачный вертолет, так и не оторвавшийся от земли, а в 1906 году построил самолет, совершивший первый задокументированный полет в Старом Свете.
Он продолжал строить и лично испытывать свои аэропланы, пока в 1910 году не потерпел аварию, получив тяжелую черепно-мозговую травму. К сожалению, эта травма сделала его инвалидом, неспособным к сложной умственной деятельности. Остаток жизни он провел уединенно, страдая сильными головными болями, галлюцинациями и нарастающей депрессией. В 1932 году Сантос-Дюмон покончил с собой.

Схема дирижабля №6 Альберто Сантос-Дюмона.


Сантос-Дюмон (слева) возле двигательной установки своего 6-го дирижабля.



Дирижабль Сантос-Дюмона в парке Сен-Клу и в воздухе.



Сантос-Дюмон в "кабине" дирижабля перед историческим облетом Эйфелевой башни.



Слева - обошедший газеты всего мира снимок дирижабля Сантос-Дюмона возле "железной дамы"; справа - рисунок из журнала "Иллюстрасьон", на котором парижане наблюдают за полетом и фотографируют его со ступеней башенной винтовой лестницы.



Последний дирижабль Сантос-Дюмона №14бис.






Источник: http://ged-aged.livejournal.com/26529.html

Поделитесь с друзьями:

Смотрите также:

Стимпанк

 

Комментарии:

atlakatl

Дирижабль с паровой машиной - это, конечно, оригинально.
Всё решит копейка… маленькая трудовая копейка. Посмотрим, у кого киловатт-час обойдётся дешевле, тогда и решится вопрос о преимуществе. ( Гр. Адамов «Победители недр»).
Дирижабли как беспилотники более-менее используются - для наблюдения, рекламы, - не больше.
Будем ждать.

Ответить

uncomprehending

Ждать долго придется - нефть же подешевела. :))
А вот несколько лет назад, когда цены на топливо зашкаливали, было несколько интересных проектов, которые дошли до стадии опытных образцов. сейчас их, наверное, по большей части, заморозили.

Ответить

Agent Smith

В военном деле аэростаты, привязные и автоматические управляемые свободного парения используются давно и активно. В США на них держится ПВО страны. В России это вообще самый секретный вид оружия, хотя давно есть ВУС "Пилот дирижабля" и соответствующая военная часть, где это обучение производится.

Ответить

когда мелким был, в магазине игрушек продавали такой дирижабль Жиффара. Его надо было самому собирать. Представлял собой альбом с "раскройками". Искал фото в сети-не нашел(( Намучался я тогда с ним)

Ответить

 
Автор статьи запретил комментирование незарегистрированными пользователями. Пожалуйста, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте, чтобы иметь возможность комментировать.